Игры

История мобильных онлайн игр. Часть 1. WAP MMORPG

Эта история похожа не некий «трип», с помощью которого можно вернуться в далекие времена, когда пиксели были маленькими, а разработчики – мечтателями…

Название статьи сразу даёт вектор направления – история мобильных онлайн игр. Да-да, я хочу поведать о настоящих мобильных дрочерах, а не современных коррейских гриндилок. Моя задача вернуться в те времена, когда смартфон был чем-то редким, ведь в твоём кармане был самый простой java-телефон. Именно тогда зарождался настоящий мобильный гейминг, а из него много чего вышло (достаточно вспомнить журнал Play Mobile).

И начнем мы этот путь с простых текстовых игр. Здесь не будет полноценного списка, ведь подобных проектов было предостаточно. Важнее то, что эти игры нам дали.

Текстовые WAP игры. Когда воображение использовали не только для онанизма.

Текстовые игры всегда были популярными среди молодого поколения, достаточно вспомнить DnD, которую по сути также можно назвать текстовой. Основным прародителем жанра считают MUD-игры – это классические текстовые квесты, которые переросли в RPG. Они не блистали графикой (это мир MUD 90x!), но давали тысячам игроков ощутить себя эльфом, или сильным воином. Самая знаменитая текстовая игра того времени – Colossal Cave Adventure, именно благодаря ней мы знаем фразу: «убить дракона голыми руками».

Та самая ситуация с убийством дракона

В середине 2000x ПК гейминг вовсю покорял онлайн. Придя в компьютерный клуб, можно было увидеть Ultima Online, а чуть позже Lineage 2 первых хроник. И в то время, как на ПК создавали культовые и красивые игры, в карманах были максимально простые java-телефоны, которые бывало и примитивные 2D игры слабо тянули.

Можно сказать, что мобильные телефоны переживали историю ПК конца 80x, так что, когда в мобильные устройства дали хоть какой-то приличный интернет, на свет вышли WAP игры.

На секунду отойдем от лирики. Очень давно, когда в дерьмовых киосках из которых постоянно воняло (а что ты хотел, тётки там буквально жили!) можно было купить журналы про мобильные и ПК игры. И вот в одном из таких журналов незамысловатому геймеру предлагали так сказать первую мобильную mmorpg. Это скорее напоминало SMS-дрочильну: «Динозавры». Суть сводилась к банальному отправлению SMS команд (якобы совершая действия), и таких же SMS ответов с результатом.

Отправляешь слово «Охота», и твой динозавр качается, пишешь «Пожрать» — получаешь соответственный результат. Сколько это сжирало денег я не помню, так как уже тогда это показалось какой-то херней.

Большую часть первых игр и не вспомнить, ведь их было очень много, к тому же – одновременно с wap развивали тематику java, но об этом позже. Моё знакомство с миром мобильных онлайн игр началось на даче в летние каникулы. Тогда же мой старший брат показал некую текстовую игру про полицию и бандитов.

Я так и не вспомнил её название, да и не суть. Ведь первой игрой массового разлива стала Lineage Mobile! Кто бы мог подумать. И поверь, это не привычная для тебя Lineage, порт классической игры на android и ios, в которую ты можешь задротить сидя на толчке.

В нашей версии не было никакой графики, только тонны текста и воображение.

Lineage на телефон. Мир Аден открывает свои двери

Если откровенно – графика небольшая была, просто не в привычном понимании. На чистом PHP и HTML и CSS того времени много не сделать, но для мобильных геймеров это было не важно, ведь перенесли сам геймплей.

Вот так выглядит текстовая версия Lineage 2 на телефоне

Всё же, Lineage 2 на телефоне отличалась от других своих подделок качественным HUD. Его полностью перенесли! Это была незначительная деталь, ну подумаешь, перенесли элемент, и что? Но на геймплее это отразилось.

Это интересно:
Парадокс: многие игроки мобильной Lineage даже не подозревали, что существует полноценная ПК версия игры.

Чтобы окунуться в мир Аден тебе необходимо было всего лишь зайти в opera mini и вбить адрес игры. Процесс игры можно описать так: вот у тебя есть классическая Lineage 2. Мы забрали графику, а ты читай что произошло.

Однако, больше всего народу торчало в чатах. Да что там говорить – в игре ввели отдельную страницу для знакомств с привязкой аватаров. Игру в конечном счете перепродавали несколько раз, так что первоначального разработчика найти сложно. Если ты по каким-то чудом сюда заглянешь – отпиши!

Текстовая Линейка «вдохнула» жизнь в грудь молодых талантов, ведь в какой-то момент, кто-то слил исходники движка. И тут началось… Каждый начал создавать свою версию игры: x1, x500! Даже автор статьи успел взять движок и начать работу над своей «игрой мечты».

Dark World онлайн. Очередная история Lineage

Вселенная Линейки не давала покоя, и на свет вышла игра Тёмные Миры. На главной странице сайта гордо красуется фраза: «многопользовательская игра последнего поколения». Сейчас это максимально смешно, но в те далекие 2008 (или когда она там вышла) игра была очень популярной.

Что либо добавить просто нет возможности, ведь Тёмные Миры очередной, качественный клон Lineage 2.

Для простого понимания – на тот момент уже вовсю были популярны браузерные mmorpg игры для ПК. Прекрасно помню Бойцовский Клуб, или более графонистей – Троецарствие. Но даже этот уровень графики был непостижимым для кнопочных java-телефонов. Тем временем, выходит Iphone, nokia штампует смартфоны на Symbian, но в мире текстовых игр до сих пор всё просто. Пока на рынок не вышли крупные игроки.

X-Зона. Наш 2007 был наполнен аномалиями

шшш… Когда все рассказывают про панков и эмо, в 2007 году вышла куда более культовая вещь для стран СНГ – S.T.A.L.K.E.R …шшш

Игра создала так сказать очередную субкультуру – сталкеров, но в понимании игровой культуры. Конечно, задолго до игры существовали диггеры, сталкеры и другие любители приключений. Но именно игра GSC дала нам новый пласт культуры.

Особенно сейчас игра выглядит молчаливой и тихой

Романтическая составляющая в виде запретной зоны, аномалии и сталкеры. Этот жанр просто не мог обойти мобильные телефоны. Примерно в 2009 году в свет выходит Х-Зона – прекрасная попытка перенести мир отчуждения на экраны мобильных телефонов. Игра не блистала графикой, в ней было максимально низкое количество интерактива, но чем-то она привлекала.

Скорее всего, той самой пустотой и тоской. Небольшой чат на главном экране периодически выдавал переговоры различных игроков и чёрт, каждый сохранял «легенду». В этой игре нельзя было встретить радостные рассказы, если кто либо и писал – то сугубо по делу. Периодически, в радиовещание вмешивались боты, сообщая кто из игроков умер.

В целом – игра заслуживала внимания, но сейчас, онлайн замер на отметке «1 игрок».

Феодалы. Те самые стратегии с донатом

Градостроительный жанр попросту не мог обойти вап игры. Самой популярной была игра Феодалы. В ней уже было максимальное количество графики, ведь теперь, игрок действительно видел свои постройки и город.

Однако, меня этот жанр абсолютно не привлекал. Впрочем, помимо феодалов были популярные и космические стратегии, в которых необходимо было собирать ресурсы и отправлять космические армады.

На телефонах это выглядит куда приятнее

В целом, игры были такими же, как и сейчас – просто с минимальным количеством анимации. Но уже тогда тратить время на псевдо-стратегии никто не хотел. Да, сейчас этот жанр обернули в сочную картинку с шейдерами, вбухали немыслимое количество денег в рекламу, но это до сих пор остаются паршивые донатные дрочильни.

Nravo. Высшая лига вступает в игру

Эту компанию по праву можно назвать крупным игроком в мире вап mmorpg, ведь именно Nravo подарила нам Героев и Викингов. Нет, это не те что «ищите меня и вступайте в клан».

Викинги Онлайн выглядят максимально убого, но тогда это был лучший представитель игр

Nravo создали достаточно простую игру с небольшим количеством приятной графики. Это сейчас они штампуют проекты под android, но начинали с простого wap. Каким образом ничем не примечательные Викинги стали прорывом? Всё дело в небольших работах художников. Где-то добавить персонажей, где-то нарисовать локацию. И вот – мы не только читаем, но и смотрим.

Playtox и адские игры в мире теней

Эти ребята буквально специализировались на мобильных вап играх, и вполне переносили привычные жанры на мобильные устройства. Когда браузеры телефонов начали хоть как-то лучше отрисовывать графику, на рынок вышли фермы (для женской части игроков) и другие игры.

Стоит отметить попытку перенести World of Tanks, и в неё играли! Но самым знаменитым проектом по праву можно считать Мир Теней, в принципе, это и была их первая игра.

Вот так выглядит город в современном варианте игры Мир Теней

Если посмотреть на игру сейчас – это очень приятный дизайн, графика и чёрт – даже озвучка есть! Полноценные пошаговые бои с графикой. Но так было не всегда.

Прекрасно помню как Мир Теней начал захватывать умы молодых геймеров, ведь только там появились по настоящему «быстрые бои», которые вынесли в отдельную группу – адские игры. Суть сводилась к простой скорости обработки данных: чем быстрее ты кликнешь, тем ты круче. Тысячи геймеров массово закликивали кнопку «ударить» в попытках заполучить победу.

А вот этот же город, но в старой оболочке игры

Ещё, одним явным отличием от остальных игр была возможность буквально увидеть в чём твой персонаж, так как любая одежда отображалась на персонаже.

Такая же ситуация с боевой системой. Вот вариант с графикой, музыкой и анимацией

Playtox были одними из первых кто пытался принести красоту в игровой процесс – графическую составляющую. Даже сейчас у неё есть фанаты, которые верно задродят и донатят. В какой-то момент, задонатить можно было даже через ibox.

А вот этот же поединок но с ретроперспективы. Графику и анимацию тут необходимо было выдумывать

Мир Теней до сих пор пользуется спросом и на это есть явные причины – игру развивают.

Мобильные игровые порталы. Кто-то должен быть «надзирателем»

Если говорить объективно – Lineage и другие игры были так сказать «инди» из мира wap. Их создавали не компании, а энтузиасты, либо небольшие команды молодых программистов. Крупные ребята создавали продукт, но кто-то ведь должен был его публиковать!

В какой-то момент на рынок вышли игровые порталы сконцентрированы исключительно на wap играх. Вспомнить названия таких сайтов достаточно сложно, их было слишком много, и они слишком не важны для статьи.

Порталы старались захватить весь интернет трафик, ведь это деньги! Реклама и игровая валюта. Да, уже в те времена можно было задонатить и купить парочку игровых вещей, вот только на кой хрен кто-то донатил в вап игры?

В конечном счете, даже эти гиганты пали, что не удивительно. Игроки постепенно уходили от подобных игр, а когда в мир пришли android нормального кроя – порталы вовсе сдохли.

Алонар. Последние шаги «текстовых» MMORPG

Неспроста заголовок в кавычках, ведь когда вышла игра Алонар – текстовой её назвать было сложно. Игра дала возможность видеть персонажа, ходить по локациям и полноценно ощущать себя в «нормальной» mmorpg.

Окно героя в Алонар

Однако, мне так и не удалось пропитаться любовью к этой игре. Да, помню что графика произвела впечатление, ведь запуская игру с простой opera mini я точно не ожидал увидеть город и персонажа в браузере. Но к тому времени уже вовсю в мир пришли java онлайн игры, и подобный как многие считали «шлак» — обходили стороной.

Знаменитая графика и передвижение в простом кнопочном телефоне

Сейчас, в виду опыта и понимания процессов разработки понимаешь, на сколько Алонар крутой проект. Но со стороны геймеров так не казалось.

Конец эпохи текстовых игр. Куда всё двигается дальше?

Сколько же было подобного дерьма… Почти каждая игра получала свою базу фанатов и трафика, ведь мы были голодными, и выбор во что играть был не столь уж и большой.

Почему же мы вообще играли в подобные проекты? Ведь на ПК была прекрасная Ultima Online с огромными возможностями, WoW, Lineage 2? Ведь объективно говоря у нас были возможности играть в нормальные онлайн игры!

Да, и большинство действительно тратили свою жизнь в этих играх, но есть и другая сторона: не у всех был интернет, а некоторые жили в селах, и у ребят попросту не было мощного ПК. Что же на счет нас, то всё куда проще, просто хотелось, да и не всегда была возможность проводить время за компьютером, а играть хотелось.

WAP игры были чем-то абсолютно новым, но парадокс в том, что в них зачастую не играли, в них общались и знакомились. Было куда интереснее просто потрындеть в чате, ведь если хотелось поиграть с телефона, то нужно было всего лишь запустить одну из многих java mmorpg.

О чём мы расскажем в следующей статье истории мобильных онлайн игр.

Comment here